b1 b2
b3



 АпитерапияПчеловодствоНовости





Паломничество (пилигримка)

на Святую Землю

(05. 11. 2009 г. – 12. 11. 2009 г.)

 

Предыдущая страница

 

III Описание Пилигримки

 

       Здесь, на этой Святой Земле родилась Библия[1], уникальное воплощение универсальной истины. Основа трех главных мировых религий. В этой стране проповедовали пророки[2] трех религий. Нет на свете другой земли, так насыщенной контрастами, так причудливо разнообразной, как земля Израиля. Откуда бы не приехал человек, перед ним открывается что–то новое, доселе неизвестное. Это родина событий, которые предупредили историю развития человечества.

 

1 – й день

           аэропорта автобусом поехали в г. Яффа, пригород Тель–Авива. Старинный город, возраст – 4 000 лет. Здесь находится дом кожевника Симоната, у которого гостил Петр, на крыше дома которого спал и видел сон. Здесь же Петр воскресил Тавифу. Были в Храме Апостола Петра. Храм католический, построенный в XIX веке.

Далее переехали в г. Хайфа, который также находится на берегу Средиземного моря, севернее Яффы и Тель–Авива. Здесь находится гора Кармель (в переводе – Сад Божий). Археологи в пещерах этой горы нашли много доказательств проживания в них людей и религиозных культовых атрибутов. В Старом Завете она вспоминается как символ красоты и плодородности. Красота и богатство в Новом Завете имеет смысл только тогда, когда она находится в гармонии с духовным состоянием человека. В начале XIII столетия здесь был заложен монашеский орден (закон) кармелитов, как закон Марийный. Гора Кармель, на которой Пророк Илия увидел облако, символизирующее Марию стала горой Марии, связанная с духовностью Марии.


[1] Библия (греч. – книги) – Священное Писание – собрание книг, признаваемых Церковью, Богодухноверными, т. е. написанных избранными Богом людьми по вдохновению и Откровению Св. Духа. Две основных части Библии носят названия Ветхого Завета и Нового Завета. Пять столетий разделяет Ветхий Завет от Нового Завета. Первая часть – собрание книг, названное сообразно Завещанию, заключенному между Богом и народом Израиля, а вторая часть получила название в соответствии с Заветом, заключенном между Богом и Новым Народом Божьим – Христианской Церковью.

[2] Пророк – (лат. propheta), в Библии – человек, который по Божественному призванию говорит от имени Бога. С точки зрения Нового Завета, величайшим и последним в Ветхом Завете был Иоанн Креститель (Лк 7, 28).

Здесь посмотрели храм Кармелитов (католический) Св. Илии. Во дворике Храма находится статуя Пророка Илии. После этого посещаем сад Бехаистов. Очень красивый, но был уже вечер и не все можно было увидеть хорошо. Красивый вид на ночной город.

 

2 – й день

  г. Назарет[1]. Это священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Здесь, согласно Евангелии, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа (из-за этого Его называли «назаретянином», то есть «житель города Назарет».

       В центре старого города находятся: – храм Благовещения, монастырь францисканцев, храм Св. Иосифа (или Святого Семейства), монастырь назаретянок и живописная Православная церковь Св. Гавриила, а также другие христианские церкви.

       Посетили Базилику Благовещения[2] (католический храм). Храм очень большой, построенный на месте и где согласно Писанию наступило Благовещение (Архангел Гавриил[3] явился Деве Марии). Это место от первого столетия чтится христианами. При раскопках найдено множество доказательств пребывания здесь Святой Семьи.

       В нижнем храме имеется вход в крипту, где находится грот Девы Марии, в котором согласно Писанию и произошел евангельский эпизод Благовещения: «И сказал Архангел Гавриил Деве Марии: „Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой; Благославена Ты между женами”. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал ей Ангел: „Не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус”». (Лк 1, 27). При раскопках найден здесь камень, на котором было написано: «Радуйся Благодатная.... ».



[1] Назаре́т (ивр. נָצְרַת‎, Наце́рет или Нацра́т; араб. الناصرة‎‎, ан-Насира) — город в Галилее, на севере Израиля.

[2] Благове́щение (ц.-сл. Благовѣщеніе; калька греч. Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου]; лат. Annuntiatio — возвещение) — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа. Празднуется 25 марта. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Благовещение 7 апреля по григорианскому календарю. В православии входит в число двунадесятых праздников.

[3] Арха́нгел Гаврии́л (греч. Αρχάγγελος Γαβριήλ  «Сила Божья») — в христианстве один из архангелов, носитель радостных благовестий. Архангел Гавриил сыграл особенно важную роль в истории спасения. Имя Гавриил четырежды упоминается в Библии.

       Первый храм был построен в V столетии (614 г). Назарет был тогда городом эпископов. В 1099 г. крестоносцы на руинах первого храма построили новый, но пришедшие мусульмане разрушили его снова. В 1620 г. францисканцы выкупили руины храма. Это был возврат христиан на эту землю. В 1730 г. монахи отстроили храм, который просуществовал до 1955 г. В это время старый храм был разрушен и начато строительство нового, которое было завершено в 1969 г. Этот храм является наикрасивейшим свидетельством католицизма Ближнего Востока.

       Базилика состоит из двух храмов: нижнего – с гротом Благовещения, а также верхнего – посвященного Марии – Матери Слова, которое стало Телом (лат.: Verbum Caro Hic Fastum Est). Нижний храм – посвящен смирению, кротости и послушанию Марии, и ее воссоединения с Богом; верхний Храм – является гимном Матери Божьей. Храм имеет 27 м. в ширину, 45 м. в длину и 12 м. в высоту. Купол построен в виде перевернутого бутона лилии, верхняя часть ее на 40 м. в высоту, а нижняя – на 18 м.

       Согласно правилам этикета проходим в южную часть храма, чтобы поздороваться с Хозяйкой дома, которая нас здесь встречает и которой тут все посвящено. Дева Мария предстает во всей непорочности своего юного возраста, одетая в будничное, скромное платье, раскинувшая руки в типично иудейском приветствии – приглашении.

       Внутренний притвор[1] портала Марии украшен резьбой на мраморе, а центральные двери и боковые створки рельефами. Сюжеты рельефов центральных дверей изображают сцены из жизни Марии. Снизу – вверх и слева – направо:

1. Радость родителей Марии Иоахима и Анны, в связи с рождением дочери;

2. Введение Богородицы в Храм;

3. Обручение;

4. Благовещение;

5. Посещение Елизаветы;

6. Рождество в Вифлееме;

7. Чудо в Кане Галилейской;



[1] Притвор – на́ртекс (позднегреч., от греч. νάρθηξ — ларчик, шкатулка) — составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить кроме иудев также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения. В русской архитектуре распространены наряду с западным и боковые притворы, которые выполняют функцию тамбуров и помогают придать храму крестообразную форму.

8. Распятие;

9. Мать всех скорбящих;

10. Успение и Вознесение;

11. Мария – Царица неба и земли;

12. Своим покровом Богородица защищает всех верующих.

       На боковых дверях и на мраморной резьбе дверных косяков изображены многочисленные сцены и библейские персонажи, в прямую или символически относящиеся к жизни и личности Иисуса: от Адама до Иисуса, пророчества о Христе из Ветхого и Нового Заветов, земной путь Иисуса от Рождения до Искупления.

       Вдоль всего внутреннего двора, называемого кластером, тянется галерея, на стенах которой развешено более 50 портретов Богородицы. В том числе Матери Божией Ченстоховской и Остробрамской. Это подарки католиков разных стран мира со всех континентов. Обращает на себя внимание особенность передачи внутренней сущности образа Девы Марии так, как его ощущают художники разных рас. Главный архитектор проекта – Джованни Муцио. Он смог создать многовариантность образа Марии. Показать, что весь мир во всем его разнообразии – у Её ног. И уровень мастерства художников сделал то, что казалось невозможным: создал «букет» из подлинных произведений искусства, составные части «цветы» которого, органично вписались в это произведение. Перед архитектором стояли две задачи: выделить в самостоятельную единицу главную святыню места – Грот Святого Семейства и соорудить Базилику для проведения служб, способную принять тысячи паломников и туристов. Мастер увидел решение в двухуровневом строительстве Храма.

Нижний храм представляет собой скупо освященный зал, в центре которого расположен священный Грот. Преддверие пещеры – маленькая комнатка, называемая приделом[1] Архангела Гавриила. В ней расположены два престола[2]: на восточной стороне во имя праведных Иоахима и Анны,


[1] Придел – (лат. – sacellum; греч. – ) в византийской традиции – часть храма или пристройки к нему, где расположен отдельный престол, освященный в дополнение к главному. Часто наделен специальными функциями (похоронное богослужения, почитание хранимых в храме мощей и иных реликвий и др.), дополняющими обряды, совершаемые на главном алтаре. Предел может быть устроен как в пристройке, приделанной к главному храму, так и внутри этого храма, в одной или нескольких боковых апсидах или специально выделенной пристройке. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).

[2] Престол – в церковной терминологии: 1) стол или кафедра (лат. – cathedra) епископа в его кафедральном соборе;       2) в русской традиции тоже, что алтарь. Поскольку всякий алтарь имеет посвящение в честь какого–либо святого или праздника, в каждом храме определенный день церковного календаря, соответствует посвящение того или иного придела данного храма.

западной – во имя Архангела Гавриила. Двумя ступенями ниже находится небольшое помещение (длина – 7 м. и шириной – 4 м.) неправильной четырехугольной формы. Это и есть горница Пресвятой Девы Марии. К сожалению, вход вовнутрь в настоящее время невозможен из–за плохого технического состояния помещений. Однако можно осмотреть остатки других церквей: византийской и периода крестоносцев. В различных местах сохранились фрагменты их фундаментов, стен, мозаичного пола. Перед входом в Грот находится алтарь. Под алтарем выгравирована надпись: «Здесь Слово стало Телом (Плотию)». На том месте, где стоял     Архангел Гавриил, установлена мраморная колонна, а место Девы Марии обозначено мраморным кругом с крестом. Балдахин[1] из меди распложен над Гротом. Перед алтарем есть площадка со скамьями для проведения служб. Она обрамлена ажурной решеткой с различной христианской символикой. В целом, зал оформлен весьма аскетично, т. к. ясно, что роскошь здесь была бы неуместна. Еще один алтарь, покрытый балдахином, опирающийся на гранитные столбы, установленный в восточной части базилики. Здесь во время служб можно послушать орган итальянского производства. Справа висит икона «Благовещение», сохранившееся еще от старой францисканской церкви.

       Верхний храм... Над входом на лестницу расположен деревянный барельеф, на котором изображены знаменитые паломники, способствовавшие прославлению святости этого места. Под ногами роскошная мраморная дорожка. Она начинается мемориальной плитой, посвященной Папе Иоанну XXIII, а заканчивается другой плитой с посвящением Папе Павлу VI, т. е. тем Папам, которые проявили особое почитание Храма и Святого Грота. Вглядевшись в причудливые узоры дорожки, можно увидеть изображение неких существ, похожих на фантастических птиц, которые, символизируют собой райское блаженство душ праведников.

Базилика Благовещения разделена на две части: зал со скамьями для молящихся и пресвитерию[2] для духовенства и проведения малых служб. Эти части отделены друг от друга деревянной перегородкой. В центре базилики – отверстие (больших размеров), соединяющее верхний и нижний залы Храма,


[1] Балдахин – в католической литургии – декоративный защитный навес из ткани, растянутый на шестах и предназначенный для несения или установки над священными предметами или над иерархами в знак уважения к ним. В католической литургии латинского обряда используется переносной или неподвижный балдахин четырехугольной формы из дорогого материала.

[2] Пресвитерий (лат. presbyterium, от др.-греч. πρεσβυτέριον — «собрание священников») – в западной христианской традиции алтарная часть храма, т. е. часть внутреннего пространства храма, в которой расположены алтарь, а также, обычно, амвон и место предстоятеля; во время богослужения в пресвитерии находится духовенство. Пресвитерий занимает апсиду и прилегающую к ней территорию. В восточных традициях аналогичная часть храма имеет другие названия (алтарь и др.).

заглянув в которое, можно увидеть Священный Грот. Мощные бетонные конструкции делят     Базилику на три нефа[1]. Они выглядят удивительно легко, открывая лёгкие и душу, физические и духовные силы для немого проявления радости и восторга. А они возникают уже при первом взгляде на грандиозное мозаичное панно, расположенное на задней стороне пресвитерии. Главная его идея – объединение человечества в любви и равенстве под покровительством Вселенной Церкви. Над всем и вся Бог Отец, присутствие которого символизируется Всевидящим Оком. Святой Дух в виде парящего голубя и сам Бог Сын, Иисус, стоящий на Сионе с распростертыми руками и призывающий всех под Свои объятья.

На фото: главный алтарь в Храме Благовещения в Назарете (описание в тексте).

pilgrimage8

«Придите ко Мне, все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». (Мф 11, 28 – 30).

Рядом с Иисусом сидит Богородица, а по другую сторону стоит Петр. Тот, которому было сказано: «И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на Небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на Небесах». (Мф 16, 18 – 19).

       За Петром изображены и другие Апостолы, Папы, миротворцы XX века, духовенство и нескончаемый поток мирян со всех стран всех континентов, объединённые лозунгом символа веры: «Верю в Единую, Святую, Всеобщую и Апостольскую Церковь...».

       Мозаики на боковых стенах связаны с эпизодами из жизни Иисуса, как в Галилее, так и в Иерусалиме.

       В конце левого нефа расположена капелла францисканцев. В капелле находятся четыре подлинных реликвия (ракки) XVIII века с мощами францисканских святых. Каждое имя, из числа изображенных на стенах капеллы знаменитых паломников, известно и узнаваемо.

       В конце правого нефа находится капелла Испании. Вновь изображены великие паломники, миротворцы, мученики, пострадавшие за веру.

На северной и южной стенах вывешены 17 уникальных портретов (икон) Девы Марии, являющиеся подарками Австралии, Англии, Аргентины, Бразилии,


[1] Неф – (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

       Венесуэлы, Венгрии, Испании, Камеруна, Канады, Китая, Ливана, Мексики, Португалии, Польши, США, Франции и Японии (перечислены в алфавитном порядке).

По центру базилики – огромный купол, видимый почти из любой точки Нижнего Назарета, высота 30 метров при диаметре 18 метров. Форма его напоминает перевернутую лилию – символ чистоты, а сплетение конструкций – букву «М». Вместе – непорочная Дева Мария. На барабане под куполом находятся витражи, представляющие Апостолов[1] и родителей Марии. А под куполом, в полу, архитектор разместил отверстие, соединяющее Верхнюю и Нижнюю церкви в единое целое. Помимо функционального назначения, как дополнительного источника света – это связь современности с древностью. Кроме того, можно заглянуть вниз, чтобы увидеть алтарь Грота сверху.

       В верхней церкви, размещены керамические панно на опорных конструкциях. Их 14, по числу остановок (стаций) Крестного Пути Иисуса на VIA DOLOROSA в Иерусалиме.

       На мраморной террасе стоит стеклянное строение. Это – символический баптистерий[2], подарок Германии. Заглянув вовнутрь, можно разглядеть небольшую бронзовую скульптуру, изображающую Крещения Иисуса в Иордане Иоанном Крестителем (Предтечей). А под террасой находятся раскопки древнего Назарета и археологические экспонаты. Некоторые из них извлечены и размещены снаружи, под открытым небом, на территории примыкающей к монастырю и церкви Св. Иосифа.

       Бронзовая фигура Иисуса, прочно стоящая на фронтоне, венчает собой композицию. Фигуры Архангела Гавриила и Девы Марии сопровождает надпись: «Ангел Господень благовествовал Марии». Два библейских пророчества, располагающиеся слева и справа, пророчествуют об Иисусе, как о Мессии.



[1] Апо́столы (апостол, греч. απόστολος — «посол, посланник») — ученики и последователи Иисуса Христа. В узком смысле термин апостол употребляется для обозначения двенадцати непосредственных учеников Христа; в более широком — 70 ближайших сподвижников Его Церкви, так называемые апостолы от семидесяти. 12 Апостолов – это – Андрей, Варфоломей, Иаков Зеведеев, Иаков Алфеев, Иоанн, Иуда Искариот, Левий Матфей, Пётр, Симон Кананит, Фаддей, Филипп, Фома, Матфей (заменил Иуду Искариота после его самоубийства (Мф 27, 5; Деян 1, 26).

[2] Баптистерий – (лат. baptisterium, от др.-греч. βαπτίζω «крестить», крестильня, крещальня) —сооружение или помещение, предназначенное для совершения таинства крещения. По отношению храма Баптистерий классифицируются на три группы: 1) отдельно стоящие (автономные), 2) примыкающие к зданию храма, 3) размещенные в его интерьере (часто в нартексе – притворе), устанавливались в часовне или в храме — у западной стены, ближе к входу (так было принято на Западе) или в особом притворе (более распространено на Востоке). Баптистерии известны не ранее IV века и первоначально были довольно больших размеров. Часто они служили для подготовки готовившихся принять крещение, а иногда и для собрания христианской общины

Здесь есть много следов пребывания поляков на этой земле. Имеются доски с надписями: Wilno, Katyń, Lwów, Kozelsk powróć nas na Ojczyzny łono и др.

       Рядом с храмом имеются раскопки купальниц того времени, где омывали животных, приносящих для жертвоприношения. Внутри нижнего храма есть также раскопки купальниц для людей, округлой формы и ступеньки к ним.

       Около 500 м на севера–восток от Храма Благовещения находится источник Марии, куда Мария ходила за водой. Дважды в день, утром и вечером, бегала она вниз, к источнику, по узкой, крутой улочке – лесенке в сто пятьдесят ступенек. Согласно легенде здесь первый раз объявился Марии Архангел Гавриил. В память этого, над источником построен Храм Архангела Гавриила. Сегодня это грека–православный храм, где находится источник со Святой водой.

Посетили Греко–православный храм Св. Архангела Гавриила с источником Пресвятой Богородицы, построенный в 1750 г. Храм находится в глубине площади одного из самых оживленных мест Нижнего арабского города. Войдя в довольно просторный двор, мы оказываемся перед строгим, простым по архитектурному решению фасадом, над которым возвышается колокольня. Вход через небольшой притвор, ведет в Базилику. Так как вход в церковь устроен с южной стороны, то иконостас расположен справа от входа.

Иконостас был подарен греческим торговцем в 1766 году.

На фото: В Храме Св. Архангела Гавриила (внизу Источник Марии).

pilgrimage9

Он обычного образца, с Царскими вратами и двумя боковыми. В алтаре, помещающемся в одной апсиде[1], имеются три престола, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, что является редкой особенностью этого храма. Среди икон, как иконостаса, так и развешенных на стенах, немало икон русского происхождения. От всего внутреннего убранства словно исходит дух глубокого благочестия, спокойствия, любви и веры.

Главная святыня церкви, источник, находится в крипте. К нему ведет древняя каменная лестница, спустившись по которой попадаешь в небольшое помещение, облицованное мрамором. На полу имеется небольшое круглое отверстие, обложенное серебром и закрываемое серебренной же крышкой, с рельефным изображением Благовещения. Это отверстие составляет устье того


[1] Апси́да (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида является главной частью алтарного пространства. Хотя обычно апсида была обращена на восток, в 4 веке, иногда встречаем апсиды, ориентированы на запад.

колодца, у которого по преданию и произошло первое приветствие Архангела Деве Марии.

        Над колодцем, на четырех колонах, устроен каменный престол, а над ним, в нише, чудотворная икона русской работы. Она подсвечивается проникающим откуда–то сверху естественным светом. Всё погружено в полумрак и тишину, нарушаемую лишь журчанием вод источника, над которым подолгу замирают завороженные паломники. Служба в церкви ведется на греческом и арабском, а иногда и на русском языках. Церковь относится к Иерусалимской Патриархии, является Кафедральным Собором Назаретанского Митрополита, основным храмом православной арабской общины насчитывающей около 18 000 верующих. На территории Израиля это самая большая православная община.

       Посетили церковь Св. Иосифа (построенную в 1914 г.) и мастерскую Иосифа (раскопки). Иосиф был хорошим плотником. Он и Сына учил этому ремеслу. Есть что–то мирное и очищающее в работе с деревом. Рядом расположен монастырь францисканцев.

       Древняя Кана Галилейская – в 8 км от Назарета, 5 000 населения ( мусульман, а остальные христиане).

       Здесь было первое чудо, совершенное Иисусом. «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоящих по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. Когда распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». (Ин 2, 2 – 10).

       Посетили францисканский храм Венчания или «Чудо в Кане». Он является миниатюрной копией Кафедрального Собора Зальцбурга. Две башни костела символизируют собой венчающихся, а проглядывающий между ними купол, освящает этот союз.

На фото: Храм Венчания в Канах.

pilgrimage10

За воротами церкви – уютный, небольшой двор, в котором то тут, то там расставлены археологические находки. Оформление базилики совершенно типично для католического храма. О том, что мы находимся именно в Кане, говорит свадебная тематика росписей и образов. В алтаре расположена одна из них «Брак в Кане Галилейской». А священный кувшин, в котором вода превратилась в вино, находится в крипте, где уровень пола соответствует евангельскому. Время от времени служители перемещают его из крипты к алтарю (оригинал находится в Германии в Кёльне).

Здесь находятся фрагменты мозаики с надписью на арамейском языке «Помяни добром набожного Иосифа..., который сделал сию мозаику. Аминь!» В этом храме, была отправлена Св. Месса (Мша) за здоровье всех пилигримов (кс. Гжегож).

Считается, что брак, заключенный в Кане, самый счастливый и надежный.

Сегодня Кана Галилейская – это место, притягивающее огромное число христианских пар, для того, чтобы обновить свои супружеские присяги.

        Далее поехали на гору Табор (Фавор)[1]. Это красивая, стоящая отдельно гора, высотой около 320 метров над равниной, расположенная на высоте 588 м. над уровнем моря, в высокоплодородистой восточной части Израильской долины, поросшая дубами, оливками и другими деревьями и благоухающими травами. Гора длиной 1 200 метров и шириной около 400 метров. Фавор своей формой напоминает полушарие и с его вершины открывается красивый вид на окружающую территорию.

       На гору поднимался Иисус с учениками Петром, Иаковом и Иоанном братом его. И тогда Он сказал ученикам подождать. Иисус преобразился перед ними: «Просияло лицо Его, как солнце, а одежды Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. Еще во время беседы, облако светлое осенило их и послышался голос: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». (Мф 17, 2 – 5). Свидетелями Преображение Иисуса были Его ученики – Петр, Иаков и Иоанн, которые все это видели и слышали.

       Здесь в IV столетии построен Храм Преображения Господнего. Последняя Базилика была построена в 1924 году. В Базилике 3 алтаря, посвященных Иисусу, Моисею и Илье. Это храм францисканский и рядом находится монастырь.



[1] Фаво́р (ивр. הר תבור‎, Тавор; греч. Όρος Θαβώρ; араб. ‎‎ Джебель-Тор) — отдельно стоящая гора высотой 588 м в восточной части Израильской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Израиле. В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня. На вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический. МТ. ТАВОR – Табор – в переводе – пуп

       Подъем на гору, несмотря на относительно небольшую высоту, непрост. Доехали до подножья, приблизительно половину пути. Здесь находится оборудованная площадка для автобусов с магазинами и кафе. В гору нас доставили арабы на микроавтобусах. Дорога около 1 000 м. Въехав через сохранившиеся со времен крестоносцев ворота и выйдя из машин, мы оказались на площадке, откуда открывается общий вид на фасад Храма Преображения[1] (францискане).

      Фасад Базилики поддерживается с боков двумя одинаковыми башнями, соединенными в центре огромной аркой, опирающейся на пилоны (своеобразные колонны). Композиция символизирует собой шатры в честь Иисуса, Моисея и Ильи, о которых говорилось выше из приведенных цитат из Евангелии. Здание органично вписывается в окружающий ландшафт, сохранено архитектурно–археологическое наслоение прошлых эпох.

        Во внутреннем оформлении интерьера используется комплекс выразительных средств, подчиненных раскрытию генеральной идеи – Преображению Господня. Трехнефная Базилика. Центральный неф ведет к главному алтарю, через росписи которого воссоздаются произошедшие здесь события. Двенадцать ступеней ведут вниз, в крипту[2], к отмеченному монахами месту, на котором стоял Иисус Христос во время Его Преображения.

        Именно здесь наиболее отчетливо просматриваются фрагменты остатков прежних храмов, органично вписанные в новые стены, престол, сохранившийся со времен крестоносцев.

       Храм открыт 1 июня 1924 года кардиналом Джиорджи, прибывшим на Табор для освящения Базилики. Он лично прикрепил золотую медаль Папы Римского Пия XI на выходной белый пиджак Антонио Берлуцци.

       Этот Храм находится на южной части горы. Открывается хороший обзор с горы.

       На северной части горы имеется – Греческая Православная Церковь Преображения, которая была освящена в 1862 году. Россия оказала большую помощь в строительстве этого храма. Большинство икон – это подарки русских паломников. Свободно посещать монастырь можно только в дни православных праздников или по предварительной договоренности. (Мы не посещали).



[1] Это работа архитектора Антонио Берлуцци. Работы по строительству храма А. Берлуцци начал в 1919 году, совмещая их с воздвижением Храма Всех Наций в Иерусалиме.

[2] Автором прокта крипты является архитектор А. Виллани. Он же создал и мозаики, символически изображающие таинства Жизни и Смерти, Креста и Причастия.

3 – й день

       Дорога на Святое Галилейское (Кинейское[1]) озеро. В связи с закрытием дороги для проведения велогонок, мы поехали через Галанские высоты. Ехали вдоль Иорданской границы, любовались красивой природой одной и другой страны. Галилея находится на севере Израиля, между надморской равниной с запада и р. Иордан на востоке. Здесь также находятся наивысшие горные пики. Галилея стала родиной Иисуса, который все свое детство и несколько последующих лет провел в Назарете, лежащим на возвышенности равнины Эздролон. На этой равнине находится историческая гора Табор. В околицах Назарета нужно вспомнить место Сепфорыс, которое во времена Иисуса было главным местом Галилеи, с которого, согласно Писанию, и были родом родители Марии. (Древний иудейский город Циппори). Посещали храмы расположенные вдоль Галилейского озера. В околицах Галилейского озера Иисус пребывал немалое время. И тут он оглашал множество своих наук (проповедей). Оглашал их на берегу озера, на возвышенностях и других местах.        Поднялись на гору Блаженств, которая находится на 150 м. над уровнем озера. С вершины этой горы открывается прекрасный вид на места деяния Иисуса. На ее склоне найдены руины часовни IV–го столетия, которая находится над гротом. Посетили Храм Нагорной Проповеди. В Святом Писании говорится: «Иисус восходил на гору и над гротом оглашал Блаженства»:

На русском языке:

– «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное;

– Блаженны плачущие, ибо они утешатся;

– Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю;

– Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;

– Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;

– Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят;

– Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;

– Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.»

(Мф 5, 3 – 10).




[1] Тивериа́дское озеро, более известное как Галиле́йское море, а в современном Израиле как озеро Кине́рет (ивр. ים כנרת‎; араб. بحيرة طبريا‎‎, Бахр-Табария; также море Киннереф или Хиннерефское, Тивериадское море, Геннисаретское озеро) — пресноводное озеро на северо-востоке Израиля. Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле — 213 м ниже уровня моря. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды. Максимальная глубина 45 м. Площадь — в среднем 165 км². (Киней – в переводе – скрипка).

На польском языке:

– «Błogosławieni ubodzy w duchu, albowiem do nich należy królestwo niebieskie;

– Błogosławieni, którzy się smucą, albowiem oni będę pocieszeni;

– Błogosławieni cisi, albowiem oni na własność posiądą ziemię;

– Błogosławieni, którzy łakną i pragną sprawiedliwości, albowiem oni będą nasyceni;

– Błogosławieni miłosierni, albowiem oni milosierdzia dostąpią;

– Błogosławieni czystego serca, albowiem oni Boga oglądać będą;

– Błogosławieni, którzy wprowadzają pokój, albowiem oni bądą nazwani synami Bożymi;

– Błogosławieni, którzy cierpią prześladowanie dla sprawiedliwości, albowiem do nich należy królestwo niebieskie.»

t 5, 3 – 10).

На фото: Храм Нагорной Проповеди на горе Блаженств.

pilgrimage11

       В 1937 построен новый храм, итальянский архитектор Берлуцци. Храм в виде восьмигранника. Все в нем по количеству Блаженств: 8 сторон, 8 окон в стенах и на куполе. Алтарь находится посредине храма. Все это придает чувство легкости и очень хороший вид на озеро Галилейское через нижние окна. Голубой цвет воды озера играет на золотых стенах храма. Здесь на горе около храма на оборудованной площадке (их там много) была отправлена Св. Мша (кс. Гжегож).

       Спускаемся с горы и едем к Храму Приумножения Хлебов и Рыб (Табхта – TABHTA). В переводе означает 7 источников (сейчас их осталось только 3). В храме сейчас бенедиктинцы. Небольшая низина на берегу озера была выбрана Иисусом. Он любил это место. Здесь археологами найдено несколько разрушенных старинных храмов. Первый был построен на границе IV и V столетия и там был найден стол Господне, где Иисус готовил обед для учеников. Новый храм построили францисканцы. 05 января 1964 года посещал это место Папа Павел VI. Второй, после Петра, наместник Христа, который был на Святой Земле. Недалеко от этого места в 1962 г. построен храм, при котором находится монастырь бенедиктинцев. Под алтарем находится вышеупомянутая скала. Самая известная здесь мозаика в виде коша с хлебами и две рыбы, лежащие на высоте коша. В коше имеется четыре хлеба, пятый Хлеб на алтаре (Хлеб Евхаристии[1]).



[1] Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), Свято́е Прича́стие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд. У православных, католиков, лютеран Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом. Совершение его составляет основу главного христианского богослужения, у католиков, православных, лютеран, англикан и некоторых других церквей Литургии. В процесс полного превращения хлеба и вина (Святых Даров) в Тело и Кровь Христову верит Католическая Церковь и Православная Церковь. Церковь видит в пресуществлении чудо всемогущества Божия, подобного чуду сотворения Богом мира из ничего или претворения воды в вино.

      Здесь недалеко есть Храм Первенства Петра. Здесь на третий день после Воскрешения предстал перед учениками Иисус и приготовил для них пищу. Здесь Иисус возложил на Петра обязанности будущего главы Церкви Христовой. Настоящий храм был построен в 40–вых годах 20–го столетия. Утес, на котором построен храм, носит латинское название «NENSA CRISTI» – Стол Христа.

        По дороге на Кафарнаум[1] посещаем православную церковь Двенадцати Апостолов (с красными куполами). От этой церкви есть спуск к Галилейскому озеру.

По дороге проезжаем мимо горда Мигдаль, где родилась Мария Магдалина. Кафарнаум находится по дороге на Дамаск и в прежние времена здесь находился небольшой военный гарнизон и таможня.

       В Кафарнауме жила еврейско–христианская община и собирались они в доме тещи Петра. Здесь была синагога, где они молились. В половине VII столетия этот населенный пункт был уничтожен землетрясением. Позднее археологами было найдено место, где был домик тещи Петра, а рядом синагога. Теперь там ведутся раскопки. Над домиком Петра построен верхний храм, в полу которого вставлено стекло и видны раскопки на месте дома Петра. Здесь были позваны ученики Петр, Андрей, Якуб, Ян и Матвей. Здесь были совершены очередные чуда Иисусом: была воскрешена дочь служителя синагоги и изгнание нечистого духа из человека. При входе на территорию стоит скульптура Петра, дальше храм наверху, а внизу идут раскопки и по сторонам тоже. На камнях много еврейской символики. Дальше посещаем ресторан, где можно было отведать рыбку Петра.

 После этого едем на реку Иордан (место Ярденит). По пути следования проежаем мимо города Тиберия (Tiberias). Город с населением 50 000 человек, построен в 30–36 г. н. э. и назван в честь Императора. Город на берегу


[1] Каперна́ум, Кафарнаум (ивр. כפר נחום‎, Кфар Наху́м, букв. «городок Наума») — древний город, располагавшийся на северо-западном побережье Тивериадского моря (сейчас — озеро Кинерет), в Галилее, в Израиле. Сейчас здесь археологический памятник и два монастыря, православный и католический. Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес. Кафарнаум – в переводе – весна радости.

      Галилейского озера, город-курорт. Внизу – пляжи, рестораны, гостиницы, а на верху – жилые дома. Это святой город для евреев, здесь был написан Талмуд[1].

После приезда на Ярденит мы тоже прошли омовение в Священных водах реки Иордан (в специальных рубашках).

На фото: омовение в Священных водах реки Иордан.

pilgrimage12

Здесь также написаны выдержки из Библии на многих языках.

На русском: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающие небеса и Духа, как голубя, сходящего на него. И глас был с небес: – Ты сын мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». (Марк 1, 9 – 11).

      На польском: «I stało się w owe dni, że przyszedł Jesus z Nazaretu Galilejskiego i został ochrzczony przez Jana w Jordanie. I zaraz kiedy wychodził z wody, ujrzał rozstępujące się niebiosa i Ducha Nań zstępującego jako Gołębica. I rozległ się głos z nieba: – Tyś jest Syn mój umiłowany, którego sobie upodobałem». (Mk 1, 9 – 11).

      Река Иордан самая главная река Израиля. Начинается она из трех источников, расположенных на высоте +43 метра над уровнем моря, на горе Хермона (Ермона). Потом река протекает через Галилейское озеро и впадает в Мертвое море.

 

4 – й день:

     По дороге на Вифлеем посещаем православный монастырь Св. Гавриила. В этом храме имеются икона «против аборта» и икона «Матерь Божья кормит Младенца». Согласно преданию на этом месте Матерь Божья кормила своего Младенца по пути с Египта в Назарет.

Дальше Мертвое море.
На фото: Мертвое море.
pilgrimage13

Обустроенный пляж: раздевалки, душевые, кафе и другие заведения. Вода теплая и очень соленая (концентрация соли очень высокая – 375 г. на 1 литр воды). В нем нет ничего живого, хотя некоторые ученые утверждают, что в нем живут бактерии определенного вида, которые очищают кожу. Вода в Мертвом море обладает лечебными свойствами (лечат кожные заболевания – псориаз, заболевания суставов и другие болезни). Грязи


[1] Талму́д (ивр. תָלְמוּד‎, «учение, учёба») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Центральным положением ортодоксального иудаизма является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай, и его содержание веками передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейской Библии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон).

моря широко применяются также в косметологии. Нас предупредили, что мы можем находится в море три раза по 10 минут. Более длительное пребывание, может быть вредно для здоровья.

       Переезжаем через долину Иорданскую, Иерусалим до Вифлеема[1] (Бетлеема). Его также называют городом Давида, поскольку здесь родился Давид, который впоследствии стал царем Израиля. Иосиф был из рода Давидова, поэтому для переписи он должен был идти в Вифлеем. Вифлеем находится недалеко от Иерусалима, расположенный на склоне скалистой возвышенности и находится выше уровня мирового океана на 777 метров. В Вифлееме посещаем Молочную пещеру (грот – хлев), где остановились Иосиф с Марией на ночлег, потому, что не было другого места для ночлега (Лк 2, 1-7). Там была отправлена Св. Мша (кс. Гжегож).

       После этого Храм Рождества Христова. В этом храме находится икона Матери Божией Вифлеемской. Это единственный лик Матери Божией, где на ее губах видна улыбка (радость и счастье матери, родившей Младенца).

      Храм построен над пещерой, где родился Иисус. Это место с самого начала было местом паломничества. Базилика над гротом Рождества была построена Св. Еленой, матерью царя Константина Великого. Эта базилика была разрушена самаретанцами и снова отстроена Персами в 614 г. (император Юстиниан I), и это было сделано потому, что на ней было изображения волхва в персидской одежде. Описываемая базилика является самым старым Храмом на Святой Земле (в романском стиле).

На фото: вход в Храм Рождества Христова в Вифлиеме (над входом видно несколько арок).

pilgrimage14

       С внешней стороны напоминает средневековые стены и с трех сторон окружен храмами: францисканцев (слева), греков (справа) и армян (напротив). Вход в Храм низкий, нужно наклониться и отдать поклон месту, где родился Спаситель. Этот вход не всегда был такой. На стене над этим входом видны еще две арки, более высокие (постепенно уменьшали). Уменьшали, потому что завоеватели этой страны (их было много) могли въехать в храм и на лошади, а верующим людям это не нравилось. Дальше идет нартекс[2] (небольших размеров). Внутри храм очень высокий, построенный в виде креста. Долина храма


[1] Вифлее́м (ивр. בית לחם‎, Бейт-Лехем, букв. Дом Хлеба; араб. بيت لحم‎‎, Байт-Лахм, букв. Дом Мяса) — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в исторической области Иудея, столица провинции Вифлеем; центр палестинской культуры, паломничества и туризма. Расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Население 25 266 человек (2007), с пригородами 42 тысячи человек, площадь 6 км². Вифлеем это священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию (Лк.2:4-7, Мф.2:1-11), родился Иисус Христос. В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.

[2] (см. притвор).

        53, 9 м., ширина 24, 2 м., высокие колоны. Имеет 5 продольных разделов (нефов), разделенных четырьмя рядами высоких колон из розового камня. Средний, более широкий и по два боковых. На полу при раскопках найдена мозаика IV века (открытая во время археологических раскопок в 1936 году). Во главе храма имеется иконостас, выполненный из дерева ливанского кедра.

       С двух сторон имеются входы до грота Рождества. Грот Рождества небольшой – 12, 3 м. в длину, 4 м. в ширину и 3 м. в высоту. Под алтарем, на месте рождения Спасителя, находится серебренная звезда с инкрустацией[1], где написано: «Hic de Maria Virgine Iesus Christus natus est», что в переводе: «Здесь был рожден Иисус Христос от Девы Марии». Звезда освещается пятнадцатью лампадами, принадлежащими различным христианским общинам. Звездой отмечено место, где родился Иисус. Место Яслей находится по правой стороне в гроте и посвящено поклону волхвов и оно принадлежит латинской церкви и здесь можно отправить Св. Мшу.

       Вся Базилика Рождества принадлежит грекам православным, только левое крыло принадлежит Армянской церкви. Стоим в длиной очереди для посещения места, где находится Вифлеемская звезда. Спускаемся в пещеру и поклоняемся звезде, там можно освятить религиозные вещи. Выходим с другой стороны и оказываемся у алтаря Армянской церкви в этом же Храме.

       С правой стороны имеется система гротов, являющихся продолжением Грота Рождества. Здесь имеется так называемый Грот сна Иосифа (где во сне к нему приходил Ангел и говорил о побеге в Египет). «Ангел Господень явился во сне Иосифу и говорит: – встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф 2, 13 – 14).

        В этом храме находится также грот посвященный убитым Вифлеемским новорожденным детям, которых убили по приказу царя Ирода. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2, 16). После смерти царя Ирода, будучи в Египте, Иосифу во сне также явился Ангел и сообщил о возвращении в Израиль. Иосиф с семьей вернулся в Израиль, но побоялся поселиться в Иерусалиме. Пошел он в пределы Галилейские и, придя поселился в городе, называемый Назарет.            



[1] Инкруста́ция (позднелат. incrustatio — букв. покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и цветных камней, которые накладываются на поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу.

      К Храму Рождества Христова пристроен Католический Храм Св. Екатерины (францисканцы). Монастырь Св. Екатерины, построенный во времена крестоносцев и реконструирован к Юбилейному 2000 году, поражает своей умиротворенной атмосферой. Храм очень красивый. Во дворике храма имеется скульптура Иеронима[1]. По приданию он жил здесь в одной из пещер. Сзади этой скульптуры находится монастырь францисканцев, которые обслуживают Храм Св. Екатерины. Рождественская служба, которую проводят здесь, через спутниковую систему, транслируется на весь мир.

На фото: Мария кормит младенца ( снимок сделан в Молочном Гроте).

pilgrimage15

      На расстоянии 300 м. на юга–восток от храма Рождества Христова находится Молочный грот, бело–молочного цвета. Согласно Писанию во время побега в Египет (после того как Иосифу явился Ангел и сообщил, надо бежать для спасения Младенца) Матерь Божья кормила здесь Младенца. Легенда говорит, что во время кормления капля молока упала на скалу и в один момент она стала белой. Этот грот посещают женщины христианки и мусульманки, просящие Марию, чтобы хватило молока для кормления их младенцев.

 

5 – й день:

      Продолжаем пилигримку по Вифлеему...

Посещаем Поле Пастушков, которое находится около 3 км на восток от Вифлеема. Здесь через Ангела было сообщение пастушкам о рождении Христа.

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давыдовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях...». (Лк 2, 8 – 20).

       Осматриваем храм (францисканцы) на Поле Пастушков, который был построен в 1953 г. – в виде палатки. При раскопках найдены руины старого


[1] Евсе́вий Софро́ний Иерони́м (лат. Eusebius Sophronius Hieronymus; 342, Стридон на границе Далмации и Паннонии — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем) — церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учи́телей Церкви. Память в Католической церкви — 30 сентября, в Русской Православной Церкви (именуется Иероним Блаженный) — 28 июня (15 июня по юлианскому календарю), в Элладской Православной Церкви — 15 июня по григорианскому календарю.

храма. Там же кс. Гжегож отправляет Св. Мшу (во дворе храма). С горы, на которой находится Поле Пастушков, виден Иерусалим. Очень красивый вид.

На фото: Вид на Иерусалим. Снимок сделан со стороны Вифлеема (Поле Пастушков).

pilgrimage16

 

Поклониться Младенцу пришли и волхвы. Что мы знаем о самих волхвах? Волхвы – особая каста людей, пользовавшаяся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы», или так называемые «маги», мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. А теперь представим себе серьезных, взрослых и образованных мужчин, которые взяли с собой необыкновенные дары для Младенца и отправились в длительное и небезопасное путешествие, проводником их была звезда. Знаете ли вы, что значит идти за Вифлеемской звездой? Сколько веры и детской простоты необходимо, чтобы поверить ей, когда она остановилась над обыкновенным хлевом.

«...Звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась, над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф2, 9 – 11).

       Считается, что дарить подарки на Рождество была заложена именно волхвами. На востоке принято дарить символические подарки. Волхвы признали в Иисусе настоящего Царя и подарили ему золото. Мудрецы знали, что Младенец – будущий Первосвященник и Учитель, поэтому подарили ему ладан. Подарить смирну Младенцу... Интересно о чем подумала в то момент Мария? Ведь она, как и каждая восточная женщина, понимала значение смирны – это дар тому, кто должен умереть. Смирну употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей жертве искупления Христа; одним из эпизодов Страстей Господних, венчающихся Распятием, будет намащение ног Спасителя миррой (смирной), а перед погребением его тело было намащено благовонным составом из смирны и алое.

       В иконографии трех волхвов стали изображать, как представителей трех различных возрастов и трех различных сторон света: Бальтазар – юноша, мавр (Африка); Мельхиор – зрелый мужчина, белый человек (Европа); Каспар – старик, с восточными чертами или в восточной одежде (Азия). Другими словами: родиной их были три страны, с различным по этническому составу населением – Персия, Аравия и Эфиопия. Таким образом, они были представителями трёх рас человечества.

На фото: подъезд к границе с Палестиной. На переднем плане видна стена, отделяющая эту автономию от Израиля и КПП.

pilgrimage17

 Переезжаем в Иерусалим...

В переводе – святое место, мир, но на протяжении веков мир здесь был очень редко. В Иерусалим, город мира, где, как гласит Евангелия[1], завершилась земная жизнь Христа. Это один из основных центров монотеистических религий мира. Святой город человечества.

Некоторые вехи в истории развития Иерусалима:

– В X столетии до н. э. Царь Давид после победы делает его своей столицей;

 – 915 – 932 г. до н. э. – Царь Соломон строит Храм;

 – 332 г. до н. э. – Александр Македонский завоевывает Иерусалим;

 – 37 г. до н. э. – Ирод назначен Римлянами Царем евреев. Этого царя и знал Иисус Христос.

– 70 г. н. э. – Иерусалим завоевывают римские легионеры;

– 330 г. н. э. – Царь Константин Великий, поклонник новой религии, хочет сделать Иерусалим местом христианства;

– 614 г. н. э. – персы завоевывают Иерусалим и разрушают все храмы;

– 1099 г. – крестоносцы завоевывают Иерусалим и делают его столицей Царства Латинского;

– 1187 г. – Иерусалим в руках мусульман;

– 1517 г. – город переходит в руки турок (Османская империя), которые остаются там четыре столетия;

– 1917 г. – Иерусалим освобождают британские войска во главе с генералом Э. Алленби;

– 1948 г. – во времена войны еврейско–арабской город поделен на две части, между Израилем и Иорданией;

– 1949 г. – Иерусалим столица государства Израиль.

– 1967 г. – во время шестидневной войны Израиль освобождает старый город от Иордании и происходит объединение города.

По дороге посещаем Греко–католический храм Пророка Илии.

Пилигримка по Иерусалиму начинается с посещения старого города.

В старый город ведут 8 ворот (7 действующих), а Золотые – или Ворота Милосердия – замурованы крестоносцами. С северной стороны – Новые, Дамасские и ворота Ирода; с восточной – Св. Степана или Львиные и Золотые (замурованные); с южной стороны – Мусорные и Сионские; с запада – Яфские ворота.



[1] См. Объяснение в главе 5

      Старый город, занимает площадь 1, 5 км2., огорожен стеной с первой половины XVI столетия (1536 – 1539), разделен на четыре части:

– часть севера–западная – христианская. Его центром является Храм Гроба Господнего;

– часть севера–восточная – мусульманская и там построены мечети;

– часть юга–восточная – еврейская – стена плача;

– часть юга–западная – армянская и там есть кафедра Св. Якуба.

      Входим в старый город через Львиные Ворота (Св. Степана) и посещаем храм Св. Анны, посвященный пророчице, дочери Фануила, из колена (поколения) Асирова, овдовевшей в ранних годах, после семилетней супружеской жизни и целиком посвятившей себя на служение в храме. Будучи в возрасте 84 лет, она встретила вместе со старцем Симеоном, младенца Иисуса при внесении Его в Храм на сороковой день после рождения, когда Мария и Иосиф принесли своего младенца.

       По еврейским законам каждый первый родившийся в семье мальчик должен был посвящен Богу, также как и животное (жертвоприношение). Этому моменту посвящен сейчас праздник Сретение Господне (Ofiarowanie Pańskie).

       Но прежде, чем войти в храм Мария должна была погрузится в холодные воды ритуального бассейна. Такого омовения требовали еврейские правила. После этого она могла зайти в храм.

        В 70–х годах I столетия н. э. Храм Ирода был разрушен и только западная стена сохранилась до сегодняшнего дня (стена плача).

При внесении младенца Иисуса пророченица Анна прославила Бога (Лук 2, 36 – 38).

Храм построен на месте дома родителей Марии. В Храме прекрасная акустика и строгие формы. Рядом раскопки старых купальниц. Видны две ванны и пять портиков. При раскопках на территории Храма Св. Анны в севера–западной части Храмовой горы, где согласно Преданию, родилась Дева Мария, было установлено, что первый храм на этом месте был построен в начале V века около древней купели; храм был восстановлен в 1142 году, в 1192 году превращен мусульманами в медресе. С 1856 года храм является собственностью Франции; пострадал во время войны 1967 года, был восстановлен и вновь освящен в 1971 году.

       Дальше начинается Кресный путь (от Львиных Ворот и идет по мусульманскому району) (VIA DOLOROSA). Во времена Иисуса этот путь лежал по за стенами старого города, позднее стены были перенесены и теперь он в пределах старого города.

9 стаций (остановок) идет по городу (мусульманский район), а 5 находится в Храме Гроба Господнего.

       На месте первой остановки Иисус осужден на смерть, сейчас находится мусульманская школа и крестный путь начинается во дворе школы. На противоположной стороне улицы, что рядом со школой находится монастырь Приговора и Бичевания. Здесь били Иисуса полонитом и одели терновый венец и здесь был дан крест Иисусу. Это вторая остановка Крестного Пути – на плечи Иисуса возлагают крест. Эти две каплицы (часовни) францисканские.

       Территория третьей и четвертой остановок с 1856 г. принадлежит Армянской Католической церкви. Третья остановка – Иисус падает под бременем креста первый раз – была обновлена польскими солдатами во время второй мировой войны. Дальше процессия идет по улице EL WAD и недалеко находится четвертая остановка – Иисус встречает Свою Пр. Матерь.

       Еще немного проходим по этой улице и поворачиваем направо и выходим на улицу ведущую с востока на запад, которая и называется VIA DOLOROSA (Кресный путь). Сразу за поворотом находится малая францисканская часовня (с 1895 г). Она находится на месте, где был построен первый францисканский храм в первой половине XIII столетия.

        Пятая остановка – здесь Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест. Дальше шестая остановка – Вероника отирает платком лик Иисуса, на котором остались его черты. Здесь часовня Малых Сестер Иисуса. На камнях улицы видны знаки (таблицы) игры в костки, где римские солдаты разыгрывали одежду Иисуса.

      От шестой остановки, крестный путь идет по узкой улочке и резко поднимается в гору, к Голгофе. Доходим до улицы – к базару (арабский). Здесь во времена Иисуса, находились ворота, выводящие за пределы старого города и назывались они воротами суда. Находится здесь седьмая остановка – Иисус вторично падает под бременем креста. На этом месте францисканская часовня а в ней большая колона из Рима, из Капитолия.   

       После седьмой остановки сворачиваем вправо и проходим около 30 метров и находимся около восьмой остановки – Иисус утешает плачущих женщин Иерусалима: «Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и детях ваших». Здесь находится православный монастырь. На камне здесь выбит латинский крест и написаны буквы: «IC XC NIKA», что означает «Иисус Христос Победит». Этот монастырь преграждает Крестный путь и, чтобы попасть на девятую остановку, нужно его обойти.

      Идем в восточном направлении до ступеней по правой стороне улицы. По ступенькам идем между зданиями и короткой дорогой доходим до колонны вмурованной рядом с входом в Копцев монастырь. Эта колона означает девятую остановку Крестного Пути и называется – Иисус падает под бременем креста в третий раз. Здесь уже рядом Храм Гроба Господнего. Последние пять остановок в Базилике Гроба Господнего. Согласно римскому обычаю, Иисус был распят и погребен за городом, что подтверждают библейские свидетельства.

Гроб Господен и Голгофа были включены в состав города в 41 – 44 годах н. э., в правление Царя Ирода Агрипины I. Император Константин I построил в 326 г. над Гробом Господним часовню Воскрешения, или Анастасис. Возвышение Гроба было окружено узорной решеткой, а над ним соорудили ажурный балдахин. Все это находилось под куполом, опиравшимся на 12 колонн. С восточной стороны была построена пятинефная базилика Мартирион. Анастасис и Мартирион неоднократно подвергались разрушению, но вновь восстанавливались. Больше всего они пострадали в 614 г. при нашествии персов и в 1009 г. во время господства Халифа Аль–Хакима.

      Византийский император Константин IX Мономах отреставрировал в XI в. центральное строение вокруг Гроба Господнего. В XII в. крестоносцы расширили базилику, включая в нее Голгофу. Современный вид базилика приобрела в результате ее реставрации после пожара в 1808 г.; к этому периоду относится и надгробный комплекс, построенный под куполом Анастасиса, состоящий из преддверия и, собственно, пространства гробницы, в котором находятся остатки скамьи Гроба.

      С 1980 г. проделана основательная работа по реставрации Базилики, а также предприняты археологические раскопки.

      На Голгофе имеются две капеллы: римск.–католическая и Греко–православная. Десятая остановка – с Иисуса снимают одежды. По стромым ступенькам поднимаемся в часовню Обнажения.

Одиннадцатая остановка – Иисуса распинают на кресте. Здесь главный латинский санктуарий, украшен мозаикой 1938 года. Двенадцатая остановка – Иисус умирает на Кресте. Это греческий алтарь, сделанный в восточном стиле, размещен над скалой Калвария (перевод с латинского), или Голгофа (перевод с еврейского). Это есть место, где был установлен крест Иисуса. В грека–православной капелле под изображением креста с распятием (под алтарем) находится серебренный знак, означающий место, где был воткнут крест. Нижняя часть надгробного камня имеет трещину. Это последствие землетрясения в день смерти Иисуса. Малый алтарь, находящийся посредине главного, в виде статуи из дерева. Сделан в XVI столетии и прислан с Лиссабона в 1778 году. Означает несчастья Марии и символизирует вечный жаль матерей по смерти их детей.

Тринадцатая остановка – Иисуса снимают с Креста. Камень помазания (намощения), где было положено тело Иисуса по его смерти. Считается, что здесь тело Христа было помазано смесью миры и алоэ, после того как было снято с Креста. Паломники кладут на это место маленькие веточки миры и алоэ в память об эпизоде помазания. Здесь можно освятить религиозные вещи.

На фото: камень помазания (намощения) в Храме Гроба Господнего.

pilgrimage18

Четырнадцатая остановка – Иисус положен в Гроб (погребение Иисуса). Это место похорон Иисуса и его Воскрешение. Это главное место в Храме Гроба Господнего. В этом месте над Гробом Господним крестоносцами установлена кувулкия (на подобие саркофага), защищающая от разрушений, подаренная во времена Константина Великого.

Последняя часовня, в которой размещена гробница, состоит из двух частей:

– первая – это капелла Ангела, в которой хранится обломок скалы, на которой по преданию сидел Ангел, когда сообщал женщинам о Bоскрешении Иисуса;

– вторая часть – это очень маленькая комната, имеющая очень символическое значение.

 

Здесь заканчивается земная жизнь Христа...

 

      На мраморной доске над входом в Святую Могилу написано по-гречески, что в переводе звучит: «Что вы ищете живого среди мертвых? Его нет здесь: Он воскрес!!!»

Рядом с Гробницей Христа находится Католикон[1], где проводится служба. Мощный великолепный иконостас разделяет Базилику на две части. Часовня францисканцев Вознесения Господня (Wniebowstąpienie Pana Jezusa), находится


[1] Кафоликон (католикон; греч. καθολικόν — «главный, общий (храм)») — в современной Греции — главный (соборный) храм монастыря или монастырского комплекса. Часто в монастырях существует несколько маленьких храмов, дополняющих кафоликон. Кафоликон обычно посвящается святому покровителю монастыря. В поздней античности термином «католикон» обозначалось основное помещение храма, то же, что наос, у римлян — целла. В Византии этот термин не использовался. В поздневизантийское время он применялся для кафедрального храма епархии, то же что собор.

рядом с Гробом Господнем. С XIII века францискане служили в базилике. В XV в. получили в исключительное владение пещеру Гроба Господнего, часовни Голгофы и Обретение Св. Креста, а также большую часть Базилики.

В XVII в. католическая община в Иерусалиме подверглась преследованиям со стороны турков, которые лишили католиков прав собственности в отношении Базилики. В 1757 г. православные греки заняли грот Гроба Господнего.

Ныне статус Базилики Гроба Господнего определяется декретом с 1852 г., которым турецкий султан закрепил положение, сложившееся в 1757 г. Согласно декрету, ни в правила владение Базиликой, ни в порядок совершения в ней богослужений не могут вносится изменения или новшества. Храм Гроба Господнего разделен между Православной, Католической, Армянской, Копской и Эфиопской общинами. В Базилике регулярно совершаются богослужения общины Православной церкви (с 1 ч. до 2 ч. 30 мин.) Армянской Апостольской церкви (с 2 ч. 30 мин. до 4 ч.), Католической церкви (4 ч. до 7 ч.). Общины этих трех церквей сообща владеют главными частями Базилики. Положение декрета устанавливают для каждой общины также строгие правила пользования богослужебной утварью. Яковиты, копты и другие христианские общины имеют право совершать богослужения только в большие праздники.

После этого продолжаем знакомиться со старым городом...

Посещаем стену плача, оставляю записку...

На фото: у Стены Плача.

pilgrimage19

Стена Плача[1] – это часть западной стены второго храма, построенного Царем Иродом, на месте бывшего храма Соломона. Стена плача для посещения разделена на две части: отдельно для посещения мужчинами и отдельно – женщинами. В Синагоге около стены плача ведутся раскопки и под стеклом в полу видны колоны, идущие в глубину до 4 метров и глубже. Во времена пребывания Наполеона в Иерусалиме, он увидел молящихся и плачущих евреев у стены. Уточнил, чего они плачут. Ему ответили, что плачут по разрушенному храму, который был разрушен 1 800 лет тому назад. После этого он сказал: «У этого народа есть будущее, поскольку они помнят о прошлом и молятся столько лет».

 



[1] См. более подробное объяснение в главе 5.

6 – й день:

      Начинаем с Масличной горы, где расположен Храм Отче Наш (PATER NOSTER) – впервые построен в конце XI столетия, но потом разрушен мусульманами. И только в конце XIX столетия на руинах построен новый храм. Вместе с Храмом «Отче Наш» построен и существует монастырь кармелитанок. Кс. Гжегож отправляет Cв. Mшу. Храм построен над пещерой, где Иисус учил молитве «Отче Наш».

На фото: Храм Отче Наш (вход в пещеру).

pilgrimage20

       Здесь на стенах во дворе храма имеются таблицы с молитвой «Отче Наш» на 82 языках.

На русском: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится Имя Твоё, да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя как в небе, так и на земле. Хлеб наш насущий дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь».

       И на польском[1]: «OJCZE nasz, któryś jest w niebiesiech, święć się Imię Twoje, przyjdź Królestwo Twoje, bądź wola Twoja, jako w niebie tak i na ziemi. Chleba naczego powszedniego daj nam dzisiaj i odpuść nam nasze winy, jako i my odpuszczamy naszym winowajcom, i nie wódź nas na pokuszenie, ale nas zbaw ode złego. Amen».

      В крипте под храмом есть камень, где сидел Иисус, когда произносил молитву: «Ойче Наш». На Масличной горе находится также храм, построенный в виде слезы – «Господь плакал», построенный в тридцатых годах двадцатого столетия архитектором А. Берлуцци. Храм построен в честь Евангельских событий, когда Иисус оплакивал Иерусалим.

На фото: Гефсиманский сад (видны старые деревья)

pilgrimage21

      Спускаемся с Масличной (Елеонской) горы к Гефсимаскому[2] Саду. Этот сад небольших размеров, огорожен. Деревьев сейчас семь, оливковые, очень старые, с трещинами. Сад огорожен, проход только по периметру с наружной стороны.



[1] Текст молитвы цитирован с оригинала.

[2] Гефсима́ния (греч. Γεθσημανί; от ивр. גת שמנים‎, гат шманим; арам. גת שמנא, гат шамна – букв. «масличный пресс»)  местность (или село) у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города ИерусалимаВосточном Иерусалиме), в Израиле. Гефсима́нский сад в настоящее время небольшой сад (47 x 50 м) в Гефсимании, традиционно почитается как место моления Иисуса Христа в ночь ареста. Здесь растут восемь очень древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет. В евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы.

      Рядом с садом находится Храм Всех Наций (Народностей), или Агонии. (Dominus Flevit), который находится на западной стороне Масличной горы. Этот храм имеет 12 куполов (по количеству стран выделивших деньги для строительства). В храме служат францисканцы. Храм посвящен трем событиям в жизни Христа: молитве в саду, поцелую Иуды и аресту Христа.

На фото: Храм Всех Наций.

pilgrimage22

      В Храме перед алтарем имеется обломок скалы, на которой по Преданию молился Иисус Христос. «...Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты... Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя... ». (Мф 26, 39 – 46). На потолке изображения флагов наций, давших пожертвования на постройку храма. Окна фильтруют проникающий свет и делают приятную атмосферу в Храме. Напротив видны замурованные золотые ворота старого города. Через них и входил Иисус в Иерусaлим.

       Между ними находится долина Цедрон (Кедрон), там Папа Бенедикт XVI отправлял Св. Мшу, во время паломничества в Иерусалим в 2009 г. Эта долина разделяет Масличную гору от старого города. Иисус должен проходить эту низину каждый раз,

На фото: долина Цедрон (Кедрон) (на заднем плане видна стена, отделяющая старый город с замурованными золтыми воротами).

pilgrimage23

когда спускался с Масличной горы в старый город через золотые ворота или когда останавливался на ночлег в Виофании (Betanii) у своего знакомого Лазаря и при триумфальном въезде в Иерусалим (Вербное воскресение[1]). В Большой Четверг переходил долину два раза. Первый раз, когда Он спускался после Тайной Вечери в Гефсиманский Сад на молитву и второй, когда солдаты вели Его на суд к Каиафу.

       На склоне Масличной горы (позади храма Всех Наций) виднеется Православный Храм Марии Магдалины, построен царем Александром III в память о своей матери Марии Александровне. Архитектор Д. Гримм. Он находится на склоне горы по пути следования Иисуса в Иерусалим. Там в крипте церкви хранятся мощи великой княжны Елизаветы Федоровны. Храм закрыт для посещений, кроме двух раз в неделю, вторник и четверг с 10. 00 до 11. 30. Храм красивый, с золотыми куполами.

Далее посещаем Храм Успения Пресвятой Богородицы[2] (православный), построенный в долине Кедрон над предполагаемым местом смерти Девы


[1] Вербное воскресение – Вход Госпо́день в Иерусали́м, Неде́ля ва́ий, Ве́рбное воскресе́нье, Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini) христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста. В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресением, что связано с тем, что пальмовые ветви в России в народном обиходе заменяли на вербы.

[2] По преданию, известному с IV века, Богородица скончалась в Иерусалиме и апостолы похоронили Ее в Гефсимании в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Оброчник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. – Более подробную информацию см. в главе 5.

      Марии. Этот момент отличается у православных и католиков[1]. Здесь находится икона Матери Божией Иерусалимской. Войдя в Храм мы попадаем на длинную лестницу, ведущую вниз, т. к. бóльшая часть храма находиться под землей. А крипта храма вырыта прямо в скале. В крипте также находится могила Девы Марии (Богоматери). (Отличие православных от католиков). Могила пуста, так как по Преданию Мария была взята с телом и душой на Небо. В храме находятся могилы родителей Марии (Анны и Иоахима), а также могила Иосифа.

      Рядом с православным Храмом Успения Пресвятой Богородицы имеется Гефтиманский грот. По преданию здесь Иисус встречался со своими учениками и здесь Он был схвачен. Этот грот сохранился очень хорошо, хотя в 11 веке был построен крестоносцами.

На фото: вход в Гефсиманский Грот.

pilgrimage24

      Над горой Сион возвышается Базилика Успения Пресвятой Богородицы (католическая). Собор был построен по проекту Генриха Ричарда, взявшего за образец королевский собор Эля–Шопей. Собор был построен на месте, где, как считает традиция Богоматерь погрузилась в вечный сон. Храм построенный в IV веке, неподалеку от места Тайной Вечери, во время правления императора Феодосия. Этот храм был разрушен персами в 614 году, а потом отстроен крестоносцами в XI веке, и вновь разрушен Саладином в 1187году. Современное здание было построено в 1898 году германским императором Вильгельмом II и освящено в 1910 году. При Базилике размещен монашеский закон бенедиктинцев. В Базилике красивый орган, а также имеется гроб-саркофаг со спящей Марией. Когда Иисус умирал на кресте, то сказал Иоанну Богослову: «Вот Мать твоя...» и после этого Мария прожила у него еще 17 лет.

       Проходим через Сионские ворота На юга–западнню сторону горы Сион (сегодня это за пределами старого города) и посещаем Сионскую Горницу (Тайная Вечера), где во время Тайной Вечери Иисус Христос установил Таинство Евхаристии, превратив хлеб в Тело Свое, а вино – в Кровь Свою. Во время Тайной Вечери было также установлено Таинство Священства, благодаря которому, сегодня священники могут ad Personum Christi (от имени Христа) совершать и уделять Святые Таинства (в том числе и Таинство Евхаристии). В этой Сионской Горнице семь недель спустя (Пятидесятница[2]) Святой Дух сошел


[1] Более подробная информация находится в главе 5.

[2] Пятидесятница – 1) Иудейский праздник, отмечающийся на 50–й день после Пасхи; 2) Христианский праздник, отмечающийся на 50–й день после Воскресения Иисуса Христа – Сошествие Святого Духа на Его Учеников (Апостолов). Иисус Христос накануне Своих страданий и смерти обещал Апостолам, что пошлет им «другого Утешителя» – Духа Истины (Ин 14, 16 – 17; 16, 13 – 14) и что смерть Иисуса – необходимое условие Сошествия Святого Духа (Ин 16, 7).

на Марию и Апостолов. Существует поверье, что на этом месте был построен первый храм, где собирались первые христиане. Сегодня рядом с этим местом находится часовня.

В 1930 году на горе Сион построен Храм Св. Петра из Галиканту (Calli cantu), что в переводе – петух пропел. Предполагается, что на этом месте стоял дом первосвященника Каиафы. Вверху на кресте башни этого храма расположен петух. Вспоминаются слова Иисуса: «Прежде, чем пропоет петух, трижды от меня отречешься». И когда это случилось, Петр заплакал. Этим событиям посвящен храм.

На фото: вдали Храм Св. Петра из Каликанту (вверху на кресте находится петух).

pilgrimage25

Далее памятник Царю Давиду и посещаем гробницу Царя Давида.

Далее едем в Храм Креста. Раньше это был грузинский монастырь, а теперь здесь грека–православный храм. Храм интересный, рассказана история дерева из которого был сделан крест, на котором был распят Христос. Это дерево было выращено из трех деревьев: кипариса, кедра и сосны.

На фото: икона в Храме Креста.

pilgrimage26

При входе на территорию висят грузинские флаги. Здесь чтят память о Шота Руставели. В 1951 году найдена могила, где похоронен был Шота Руставели и тело женщины. Грузины считают, что это тело царицы Тамары.

Рядом с Иерусалимом, приблизительно, в 5 км. к юга–востоку, у подножья Елеонской (Масличной) горы, по дороге на Иерихон, небольшое селение под названием Вифиния (Бейт–Ханания). Это селение Иисус часто посещал. Здесь Иисус останавливался во время своего паломничества в Иерусалим, здесь ночевал в период Страстной Недели. В этой местности у него были друзья, которые сыграли важную роль в привлечении сторонников «нового учения». Здесь жили Марфа и Мария. Здесь была смерть Лазаря и его воскрешение. Близ этого селения Христос вознесся на Небо (Лук 24, 50).

 

В конце этого дня посещаем музей под названием: «Европейские катастрофы евреев». Музей посвящен убитым евреем во время Второй Мировой Войны. Очень много страшной информации. Меня удивил музей, посвященный погибшим еврейским детям, спроектированный канадским архитектором Моше Савдие. Внутри помещения идем в полной темноте, по определенной, огражденной перилами дорожке, видна полусфера неба, где тысячи тысяч звезд, которые образуются от 6 горящих свеч (за счет преломления в зеркалах). Все время тихим голосом произносятся фамилии погибших детей...

Вечная память...


пошлет им «другого Утешителя» – Духа Истины (Ин 14, 16 – 17; 16, 13 – 14) и что смерть Иисуса – необходимое условие Сошествия Святого Духа (Ин 16, 7).

7 – й день:

      Последний день пилигримки мы провели на берегу моря, отдыхая и загорая на теплом песке. В голове переплетались последние 6 дней. В память возвращались эти прекрасные дни, дни которые принесли нам возможность быть, видеть и ходить по тем улицам и местам, где жил и ходил сам Сын Божий – Иисус Христос, и многочисленные Святые Люди Старого и Нового Завета...

Благодарности Богу за возможность переживания и присутствия в этих Святых Местах не было конца...

 Следующая страница

 

                                                                                                Осипович И. Ф.

6Вверх

Написать сообщение

 

lidska design igor
                                                                   Контактная информация:
                                            Email: pasekaujana@mail.ru ; pasekaujana@tut.by
                                           Адрес: 231300 г. Лида, ул. Тухачевского д.97 кв.77
                        Телефоны: моб.:+375 29 3573343 ; дом.: +375 154 60 03 74  ; пасеки:+375 1594 28472